Изначально Страной Мрака (Ёми-но куни - "Страна желтых вод", упоминается Мураки в 8 томе, арка "Киото") повелевала Идзанами - женщина (неизвестно были ли Иднанами и Идзанаки людьми. В Кодзиках они - ками, последние из пяти поколений богов, рожденных парами. Они произвели на свет Японские острова (по одной версии), по другой, сбивали острова из некоей массы в море, на подобие масла. Так или иначе именно они прародители островов и многих ками. После рождения бога огня, Кагуцути, Идзанами умирает в страшных мучениях. Идзанаки, объятый горем, убивает сына, затем спускается в Страну Мрака, куда отправилась Идзанами. Однако та уже успела попробовать пищу мира мертвых, поэтому не могла свободно покинуть Страну желтых вод. Идзанаки в одиночку(по дороге чуть было не прибитый женушкой) возвращается в мир живых и омывается в водах, от этого является на свет множество богов. Последними рождаются три великих божества: от капель воды, омывших левый глаз Идзанаги, является богиня солнца Аматэрасу, от воды, омывшей его правый глаз, — бог ночи и луны Цукиёми, и, наконец, от воды, омывшей нос Идзанаги, является бог ветра и водных просторов Сусаноо. Идзанаги распределяет между ними свои владения: Аматэрасу, старшая сестра, получает в управление такамо-но хара — равнину высокого неба, бог луны — царство ночи, а Сусаноо — равнину моря).
Еще одно представление о загробном мире и смерти. Дзигокудаю - богиня смерти, владычица загробного мира. Страх древнего человека перед могущественными силами природы воплощался в мифологических образах исполинских чудовищ. Змеи, драконы и демоны являли собой облик, глубоко чуждый всему человеческому: чешуя, когти, крылья, огромная пасть, страшная сила, необычные свойства, огромный размер. Созданные богатым воображением древних, они сочетали части тела знакомых животных, например голову льва или хвост змеи. Составленное из разнородных частей тело лишь подчеркивало чудовищность этих отвратительных существ. Многие из них считались обитателями морских пучин, олицетворяя враждебную мощь водной стихии. Дошедшие до наших дней мифы полны драматичных историй о богах и героях, сражавшихся с драконами, гигантскими змеями и злобными демонами и одержавшими победу в казалось бы неравной схватке. Уничтожив чудовище, герой восстанавливал на земле мир и порядок, освобождал воды или охраняемое сокровище и похищенных людей. Демоны, низшие божества или духи, насылали беды и направляли людей на ложный путь.
На гравюре Таисё Ёситиси ухмыляющиеся демоны держат зеркало перед Дзигокудаю, владычицей загробного мира, которая видит свое отражение в облике скелета — это ее истинный образ:
Также миром мертвых управлял Сусаноо - бог ветра, при этом еще и бог плодородия. А его дочь - женщина из мира мертвых - стала женой его внука или правнука - О-кунинуси.
Когда в Японию проник буддизм, функции властителя ада перекочевали к японскому аналогу Ямы - Энме.
Энма-О (Энма), так же его называют Великий царь Энма (Энма Дай-О), в японском буддизме властитель и судья мертвых.
И в древности, и в современности его изображали большим человеком с красным лицом, глазами навыкат и бородой. Носит традиционное японское одение (вафуку) и корону на голове, на которой изображен иероглиф "царь".
Энма правит подземным адом Дзигоку; там его окружали восемнадцать военачальников и тысячи воинов, а также демоны и стражники с лошадиными головами. Подземный мир разделен был на восемь огненных и восемь ледяных адов. Считалось, что смерть начинается как путешествие через пустынную равнину и горы, а у входа в иной мир течет река, которую можно пересечь в трех местах. Брод был предназначен для совершивших незначительные прегрешения, мост — для хороших людей, а закоренелые грешники должны были преодолеть поток, кишащий чудовищами. На другом берегу их поджидала страшная старуха. Она обнажала покойных, и в таком виде они представали перед Энма-о, который в магическом зеркале видел все их земные дела и судил (только мужчин) согласно увиденному. Женщин судила его сестра.
Изображение суда над умершим:
Воинство Энмы - скорее всего демоны. Командуют войском кто-то вроде военачальников, шинигами высшего разряда, в количестве 18-ти человек. По разным источникам шинигами набираются из числа умерших людей, которые не готовы расстатся с земной жизнью (так же имеют возможность спускатся в мир живых, забирать души и т.д.). По другой версии эти шинигами также являются демонами, только рангом повыше. Есть еще шинигами младшего или низшего класса, которые по виду напоминают не то животных, не то демонов. Они заполняют списки умерших и вообще ведут бумажную работу, а еще докладываются Энме.